Data type: Стандарты
Updated: 29.06.2011 20:59

Узел стыковки механических приводов с устройствами управления

НИФ «Спецтехавтоматизация»
ЛАБОРАТОРИЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ

  embl

Настоящий документ определяет порядок подключения механических приводов к устройствам управления этими приводами, устанавливает требования к узлу стыковки, к электрическим сигналам управления и логике формирования контрольных сигналов.



СП ИЭС 08 / 17.09.01.

Описание сигналов и конструкции

1. Основные положения

1.1. С целью унификации стыковочных узлов настоящий документ рекомендует использовать механические разъединители (разъемы) типа РП10-15ЛУ для подключения электромеханических приводов:

  • на основе трехфазных асинхронных двигателей с питанием от сети переменного тока 220/380 В, 50 Гц мощностью до 1 кВт;
  • на основе однофазных асинхронных двигателей с питанием от сети переменного тока 220 В, 50 Гц мощностью до 0,5 кВт;
  • на основе двигателей постоянного тока с напряжением питания до 100 В и потребляемым током не более 10А.
  • 1.2. При разработке и монтаже стыковочных узлов следует придерживаться рекомендуемого функционального назначения контактов разъемов, приведенного в таблице 1.

    Таблица 1

    № контакта Название сигнала Функциональное назначение сигнала
    A1 E0 Защитное заземление
    A2 F0 Нулевой провод питающей сети
    A3 FBM Фаза В питания трехфазного двигателя
    A4 E0 Защитное заземление
    A5
    Не используется (резерв)
    A6 B1-2 Нормальноразомкнутый контакт первого концевого выключателя
    A7 B1-0 Общий контакт первого концевого выключателя
    A8 B1-1 Нормальнозамкнутый контакт первого концевого выключателя
    Б1 FAM Общий контакт первого концевого выключателя
    Б2 МDС1 ОНапряжение питания двигателя постоянного тока
    Б3 МDС2 Напряжение питания двигателя постоянного тока
    Б4 FCM Фаза С питания трехфазного двигателя
    Б5 B2-2 Нормальноразомкнутый контакт второго концевого выключателя
    Б6 B2-0 Общий контакт второго концевого выключателя
    Б7 B2-1 Нормальнозамкнутый контакт второго концевого выключателя

    1.3. Для избежания аварийных ситуаций, вызванных возможными ошибками при выполнении монтажных работ, рекомендуется в составе одной системы (изделия) использовать одинаковые уровни напряжений в цепях определения концевых положений приводов с целью блокировки их перемещения. Так например, недопустимым является выполнение блокировки перемещения одного из приводов методом разрыва питающих цепей двигателя, а второго привода в пределах той же системы - путем формирования запрещающих логических сигналов ТТЛ-уровня.

    1.4. С целью обеспечения электробезопасности при выполнении монтажных и отладочных работ к устройствам управления приводами должны быть подключены гнездовые части электрических разъединителей, а к самим механическим приводам - штыревые разъединители.

    1.5. Электрические схемы подключения механических приводов, использующих различные типы двигателей, с помощью унифицированного стыковочного узла показаны на рис. 1.

    mot_1

    Рис. 1.

    а) Схема подключения электропривода на базе асинхронного двигателя с трехфазным питанием;
    б) Схема подключения электропривода на базе асинхронного двигателя с фазосдвигающим конденсатором при однофазном питании;
    в) Схема подключения электропривода на базе двигателя постоянного тока.
    М - двигатель электропривода;
    Х - электрический разъединитель;
    S1, S2 - концевые выключатели блокировки перемещения;
    GND - защитное заземление.

    1.6 В случае, если электрические цепи концевых выключателей имеют общие провода, рекомендуется контакт разъема Б5 по возможности не использовать, чтобы обеспечить максимальное расстояние между контактами силовых и контрольных цепей.

    2. Описание сигналов узла стыковки

    2.1 Все сигналы узла стыковки условно делятся на две группы: сигналы силовых цепей питания электродвигателей и сигналы датчиков концевых положений приводов.

    2.2 Сигналы силовых цепей выведены через контакты А1..А4 и Б1..Б4 механического разъединителя и имеют следующие характеристики:

  • Е0 - защитное заземление, для надежности электрического соединения используется пара контактов А1, А4, проводники, подключаемые к этим контактам, должны иметь сечение не меньше сечения питающих проводов электродвигателя.
  • F0 - нулевой провод питающей сети (контакт А2), используется при подключении электродвигателя по схеме "звезда", а также при питании электродвигателя однофазным напряжением с фазосдвигающим конденсатором. При необходимости может использоваться в качестве зануляющего провода, если это предусмотрено общей схемой электропитания.
  • FАM, FBM, FCM - фазные напряжения питания электродвигателя (контакты Б1, А3, Б4). Сигналы расположены на разъеме таким образом, что минимальное расстояние между фазными контактами составляет не менее 10 мм. Контакты разъема расчитаны на передачу действующего напряжения 380 В при токе нагрузки до 2 А.
  • MDC1, MDC2 - напряжение питания двигателя постоянного тока (контакты Б2, Б3). Полярность напряжения не имеет однозначной привязки к контактам и может изменять полярность в зависимости от требуемого направления вращения. Допускается токовая нагрузка на контакты не более 10 А при напряжении до 100 В.
  • 2.3 Стыковочный узел предусматривает две группы контактов для подключения датчиков концевых положений электропривода. При использовании механических переключателей в качестве концевых датчиков, их общие контакты соединяются электрическими цепями B1-0 и В2-0 с контактами А7, Б6 узла стыковки. Нормально замкнутые контакты переключателей рекомендуется соединять с контактами А8, Б7 (цепи В1-1 и В2-1), а нормально разомкнутые - с контактами А6, Б5 (цепи В1-2, В2-2) соответственно. Т. е. при среднем положении электропривода пары контактов А7, А8 и Б6, Б7 должны быть закорочены. При срабатывании соответствующих концевых переключателей - эти цепи разъединяются, а закорачиваются контакты А6 , А7 и Б5, Б6 соответственно.

    2.4 Сигналы датчика концевого положения, который активизируется в исходном состоянии электропривода (например, дверь открыта, подъемник опущен и т. п.) рекомендуется подключать к контактам Б5, Б6, Б7 разъединителя, а сигналы датчика противоположного концевого положения - к контактам А6, А7, А8.


    Copyright © IEC 1995-2021